Двигательные навыки и их роль в развитии
Мы — все кинестетики. Особенно, дети. Они просто в восторге от освоения новых движений. И когда ребенок, лет эдак четырех, приходит со своими каракулями, он хвастается не новым художественным творением, а новым двигательным навыком.
Ведь движение — это очень сложно. Это работа многообразная и напряженная. Самое первое движение ребенка — вдох — эта согласованное движение 69 мышц, из которых 49 являются основными, а остальные 20 вспомогательными. А первый двигательный навык, который является маркером окончания периода послеродового стресса — фиксация и прослеживание взора. Это работа 9 мышц, которая контролируется 4 черепными нервами.
Так сложилось, что формированию двигательных навыков, уделяют внимание только в младенчестве. Все родители с нетерпением ждут, когда малыш перевернется, поползет, пойдет. А потом всё... Галочка поставлена, квест закрыт.
Но это далеко не так... Важно понимать.
Недостаточно уделенное внимание двигательным навыкам и двигательному развитию может в будущем привести к различным проблемам, которые придется решать уже во взрослом возрасте, в кабинете врача, например лечить остеохондроз.
Многие родители не понимают важность этого процесса, пока ребенок вырастет — всему научится...Но, когда он вырастет — будет уже поздно. Чуть позже в следующем посте, я обязательно расскажу почему, а пока просто поверьте слову детского невролога и продолжим про движения.
Двигательные навыки — это не просто движение. Это программа действий. Более того с учетом того факта, что движение является первейшей и простейшей формой поведения, оно является фундаментом высшей психической деятельности.
Не верите? Попробуйте чему-нибудь научить ребенка, не прибегая к двигательным навыкам. Ну, как, хорошо лежится в направлении мечты.
Двигательных навыков великое множество. Давайте разберемся и разложим все по полочкам.
Для начала запомним, что двигательный навык это один из конечных продуктов деятельности нашего мозга. А свойство мозга приобретать, сохранять и использовать двигательные навыки называется праксисом или умением. Так вот о праксисе мы и поговорим.
Праксис как функцию мозга можно разделить на две группы:
- Первая группа строится по принципу понимая программы и его воспроизводства.
- Вторая группа по принципу уровня двигательных программ (а точнее по мышечным массивам использованных в этих программах).
Отдельно стоят навыки позиционирования в пространстве и фиксации взора. И сочетание этих навыков дает огромное многообразие. Почти как с музыкой — нот 7, а песен не счесть...
Итак, первая группа праксисов состоит всего из двух вариантов: понимание программы (идеи) движения (идеаторный праксис) и воспроизводство программы движения (идеамоторный). Согласитесь, знать ноты и играть по нотам это разные вещи. Здесь тоже самое. И эти навыки реализуются на четырех уровнях, тех самых что, составляют вторую группу.
- Первым уровнем праксиса является — удержание позы или двигательный навык антигравитации. Или на модном языке неврологической науки — постуральный праксис. В него входят все статические позы (стояние, сидение, лежание — да-да даже лежать не очень просто), а также повороты и наклоны туловища (хоть просто во сне, хоть кувырок, рондад или сальто).
- Второй уровень — то, что мы привыкли называть крупной моторикой, а на самом деле называется аксиальный праксис. Это все разнообразие рукомашества (движение руками) и дрыгоножества (движения ногами): бег, прыжки, игра в футбол, бросание копья, лазанье по канату, танцы до упаду, драка с мальчишками во дворе.
- Третий уровень — ручные умения, или мануальный праксис. Ну или то, что привычно мы называем мелкая моторика. К ручным умениям относятся: кистевые и пальчиковые хваты (умение держать ручку, ложку, зубную щетку), письмо (то которое почерк), печатание (по клавишам), застегивание и расстегивание пуговиц, умение шить и вышивать, вязать узлы (спицами, крючком, руками).
Самое забавное, письмо, с точки зрения праксиса, навык ну так, на троечку, в отличие от умения вязать узлы. Да вот беда, у нас вся обувь на липучках, да и эпистолярный жанр почти исчез... - Четвертый уровень — артикуляция. Да, это двигательный навык. Причем очень и очень сложный. Ведь на каждое слово своя двигательная программа, это только на одном языке, а их на Земле 7141.
И ведь не спроста, двигательные навыки делятся на уровни. Хорошее освоение навыков из предшествующего уровня, залог успешного освоение навыка из последующего уровня. И как следствие вариативность освоенных двигательных навыков при сочетании этих уровней.
Понятно, что чистые двигательные навыки встречаются в небольшом количестве, чаще это сочетание двигательных умений из смежных уровней. Это несомненно вносит свою путаницу в понимание многообразия движений, куда что отнести. Но тут все просто — какой уровень больше задействован, тот и победил.
А потому, учите детей и учитесь сами☺️кататься на велосипеде, играть на гитаре, жонглировать, вышивать крестиком. Могут же японцы в семьдесят лет устраивать соревнования по бальным танцам, чем вы хуже...