Обучение, с точки зрения невролога ⠀
Лето — хорошая пора. Солнце, фрукты, лес, море, речка ...
А еще лето — пора экзаменов и подготовки к школе. Ранцы, тетрадки, дневники и медкомиссии. Родители устраивают забеги по кабинетам, стараясь в один день пройти всех специалистов, и услышать от них волшебную фразу: «Ребенок к школе готов».
И уж точно, родители не ожидают, когда врач говорит — в школу можно, но будет трудно. «Почему?» — возмущаются родители — «Мы же ходили в подготовишку». Ходить то ходили, да вот вся обувь на липучках, а мы то с вами знаем, что вязание узлов (в том числе на шнурках) это квинтэссенция мелкой моторики. Ведь это сложный двигательный навык, в котором помимо мануального праксиса участвуют отделы программирования моторики, пространственное восприятие, зрительный контроль и поправочная деятельность мозжечка.
Конечно, встает закономерный вопрос — «Как умение завязывать шнурки может влиять на обучение»? Может. Еще как может.
Завязывание шнурков — это навык, у которого четко можно отследить результат: если шнурки завязаны хорошо, они не развязываются, не болтаются, и не мешают ходить. Более того, это навык прививает функцию работы над ошибками — раз шнурок развязался, нужно его завязать. Не, конечно, на пятый раз, можно и маму позвать...
Давайте все же разберемся как строится процесс обучения и причем тут шнурки. Правда для нервной системы корректней говорить научения.
Тут все просто. Хотя психологи ломают копья в баталиях за главенство той или иной теории обучения, пишут книги защищают диссертации. Но как правило — это тонкие нюансы одного и того же универсального процесса, который описан еще Иван Петровичем Павловым и называется формирование условного рефлекса. Процесс базируется на принципах положительного или отрицательного закрепления.
Основной задачей обучения является формирование нового навыка позволяющего оптимально реагировать на изменение внешней среды. Ведь это то и есть — основная задача нервной системы. Во внешней среде выживают наиболее приспособленные. Это закон. И попытка его проигнорировать до добра не доводит. Просто давайте признаем тот факт, что все мы разные и наши дети тоже разные. Но несмотря на это принципы работы мозга одинаковы.
Как же происходит научение и формирование нового навыка
Процесс достаточно прост: информация (звуковая, зрительная, тактильная) поступает в головной мозг в левое полушарие. На этом этапе мозг производит оценку — есть ли уже похожая информация у него в памяти — если есть, он реагирует если нет, то начинается процесс усвоения новой информации и формирование реакции на нее. Информация с маркировкой «новая» отправляется в правое полушарие, где разбирается по кирпичику и анализируется. При этом первичной образ информации (фотография) остается в левом полушарии и отправляется в память. Затем набор кирпичиков возвращается в левое полушарие, где мозг пытается собрать картинку по образцу. После чего вновь собранный «домик» отправляется в память (и в памяти соседствует два образа: запечатленная картинка и её репродукция за подписью нашего головного мозга), а мозг выдает во внешний мир ответ на полученную информацию.
На начальном этапе обучения выдаваемый ответ не отличим от наскальной живописи неандертальцев, потом он детализируется всё больше и больше и в итоге похож на первичный образ, а может где-то и превосходит его.
Научение и формирование условного рефлекса очень напоминает то, как мы вытаптываем тропку в лесу. Когда трава разрослась, только мы прошли, так она начинает выпрямляться. Если пройти 10 раз, то след будет более заметен. А если тысячу... Также и в головном мозге. Получили информацию, проанализировали, выдали ответ, сравнили с результатом, если все совпало —хорошо. Если нет — цикл начинается заново.
И вот тут нужно понимать, что обучение — это очень энергоемкий процесс, и если энергетический потенциал мозга невелик, то для формирования навыка потребуется очень много времени. К сожалению, мы живем в век больших скоростей, в котором забылась прописная истина: вода камень точит...