Речь и ее развитие
Сегодня полезной информацией с нами делится наш детский невролог Попович Роман Сергеевич.
Речь — это, пожалуй, самая загадочная способность нашего мозга. Все современные методы исследования нервной системы давая нам представление о ее устройстве и функционировании, не отвечают на один простой вопрос — почему мы говорим? Теорий очень много, как и споров вокруг них, но самое главное, в чем сходятся ученые это сроки появления тех или иных речевых навыков. И никакие мифы тут не работают! Мальчики и девочки формируют речевые навыки в одни и те же сроки. И начинаются они с первого месяца жизни.
Итак, чуточку подробней...
В 1 месяц ребенок замирает, заслышав речь взрослого, и пытается отвечать на обращенную речь звуковыми реакциями.
В 4 месяца: больше реагирует на голос, чем на отдельные звуки, различает интонации и уже активно гулит.
В 6 месяцев: реагирует на свое имя и активно лепечет.
В 8 месяцев: переводит взгляд на названный знакомый предмет, активно говорит двойными слогами «ма-ма», «ба-ба».
В 9 месяцев по просьбе находит предметы, повторяет слога за взрослыми.
В 11 месяцев — понимает слово «нельзя», называет предметы и людей слогами.
В 1 год — выполняет простые просьбы, говорит пять простых слов.
В 1,5 года показывает все части тела, активно использует односложные просьбы-глаголы (дай, пить), активный словарь 10-15 слов, имеются слова заменители.
В 1 год 8 месяцев ребенок показывает все предметы в быту, появляется телеграфная речь — двухсловные предложения.
В 2 года знает уже много слов, ориентируется в свойствах предметов (например: красный, круглый), использует короткие фразы из 3-4 лов. Словарь в пределах 50-100 слов.
В 2,5 года понимает содержательную речь, короткие рассказы, выполняет простые инструкции, пытается отвечать на простые вопросы. Активно задает вопросы со словами «Кто?», «Где?», «Куда?».
В 3 года у ребенка должна быть сформирована развернутая фразовая речь (подлежащее, сказуемое, дополнительные члены предложения). Словарь в пределах 400 слов.
К 3 годам завершается основной период формирования речевых навыков. И если ребенок не заговорил в 3 года это может указывать на серьезные проблемы со здоровьем нервной системы. Но ждать трех лет как какого-то рубежа не стоит. Уже в два года у ребенка должна быть фразовая речь, и если ее нет, то следует обязательно обратиться к специалисту и пройти необходимое обследование.