Зачем ребенку ползать?

25 мая 2023

Делимся новым интересным и полезным материалом от нашего детского невролога Поповича Романа Сергеевича.

Каких только вопросов не задают на консультациях. Вот и этот вопрос был внезапен и удивителен.

Действительно, зачем? Ведь многие дети пропускают стадию ползанья на четвереньках, реже ползанья по-пластунски. Давайте разберемся насколько это значимо и чем грозит в дальнейшем.

Для начала нужно понимать, что основным смыслом деятельности нервной системы является мышечное сокращение. Мышечные сокращения в нашем организме реализуются через два варианта: статика (удержание позы) и динамика (движение).

Движение — является первейшей формой поведения. И индивидуальное развитие ребенка следует биогенетическому закону, который описывается фразой «онтогенез повторяет филогенез», т.е. в своем развитие организм повторяет эволюционное развитие своего вида. А значит схема развития ребенка описывается триадой: движение-эмоции-интеллект (в т.ч. речь). И эта триада повторяется по спирали, с каждым разом становясь все сложнее и сложнее.

Первое произвольное движение, которое осваивает ребенок это фиксация взора, затем появляется эмоциональная реакция — улыбка, которая может сопровождаться первыми звуками (предречевое развитие), а чаще просто пусканием слюней.

Если ребенок в своем развитии не может освоить одну из стадий, это негативно сказывается на последующем развитии. В некоторых случаях, связанных с болезнями нервной системы развитие может затормозиться. Но часто бывает, когда эта стадия просто пропускается и ребенок продолжает развиваться дальше. Вот только это развитие не является качественным. Ведь на каждой стадии ребенок получает знания, необходимые для дальнейшего развития.

Например, ползая на четвереньках ребенок осваивает попеременное движение конечностей, формируя паттерн поступательного движения, который потом нужен для ходьбы. Несомненно, ребенок, пропустив этот этап, может научиться ходить, но у таких детей рисунок ходьбы будет формироваться дольше, и с высокой вероятностью сформируется моторный инфантилизм.

Моторный инфантилизм чаще всего у детей проявляется двумя основными состояниями: несовершенством двигательным реакций и нарушением схемы «Я» — в мире". то есть ребенок может быть неловок и неуклюж. И казалось бы, можно жить, да вот только ребенок вырастет, а проблема останется...

И что же делать?

Если в возрасте 7-9 месяцев ваш ребенок не встал на четвереньки и не пополз, без паники! Это вполне может быть обусловлено индивидуальными особенностями развития детского организма. Но в данном случае будет полезно обратиться на прием к детскому неврологу, чтобы проверить насколько гармонично развивается ваш малыш и есть ли действительно повод для беспокойства.

Попович Роман Сергеевич
невролог
Стаж работы: 19 лет

Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie. С их помощью мы  обеспечиваем авторизацию в личном кабинете, таргетирование рекламы, анализ посещаемости сайта и звонков.

Согласен